"Кетополис" Грэя Ф. Грина: постмодернистская сеть новелл в декорациях стимпанка
Роман (впрочем, роман ли?) Грэя Ф. Грина "Кетополис: киты и броненосцы" - произведение неоднозначное и необычное, как и подобает любому уважающему себя образчику постмодернистской литературы. А иначе как постмодернистским творение г-на Грина не назовешь. Причем "постмодернистский" - это чуть ли не единственная его характеристика, обоснованность и правомерность которой не вызывает особых нареканий. Попытки же определить жанровую и стилистическую принадлежность "Кетополиса..." в иных понятиях и категориях обречены на изрядное количество оговорок и пояснений, ибо ни одно из них не будет являться исчерпывающим.
С формальной точки зрения, сочинение мистера Грина являет собой совокупность(?) новелл, каждая из которых есть более-менее законченная история со своей завязкой сюжета, кульминацией и финалом-развязкой. В каждой из новелл есть свой главный герой - центральный персонаж описываемых в ней событий. Большинство историй рассказываются от третьего лица, но есть и такие, которые рассказываются от первого.
Вместе с тем "Кетополис..." не просто совокупность новелл (понятие "совокупность", вынуждена признать, не самое удачное в данном случае), ибо все новеллы в книге связаны между собой: всех их объединяет общее время и место действия, а также общие персонажи. Все без исключения истории повествуют об одном дне из жизни столицы островной империи Кето, расположенной где-то вблизи берегов юго-восточной Азии. Каждая отдельная история - рассказ о событиях того дня, увиденных, прожитых и пережитых одним из горожан, порой дополненный воспоминаниями из его/ее личного прошлого. Будучи главным героем одной из новелл, то же самое действующее лицо встречается нам и в других новеллах в качестве второпланового или безымянного эпизодического персонажа, узнаваемого и идентифицируемого читателем исключительно по внешним признакам: одежде, совершаемым действиям, месте появления. Из как бы случайного, непреднамеренного пересечения, переплетения единичных историй, неизбежно грешащих субъективизмом и ограниченностью восприятия происходящего, складывается общая картина, а само литературное произведение обретает целостность и завершенность, не становясь при этом романом в традиционном смысле этого слова. Вот и получается, что "Кетополис..." иначе как систему или сеть, что еще точнее, новелл определить проблематично.
Да, понятие "сеть" даже больше подходит, нежели "система". Система предполагает четкую внутреннюю структуру, как правило иерархическую. Сеть делает акцент на взаимосвязанности без непременного деления элементов, входящих в нее, на главные и второстепенные. По сути, все истории, вошедшие в книгу, равноправны в своем видении и трактовке происходившего, ибо ни одна из них не может претендовать на исчерпывающую полноту, абсолютную достоверность и объективность и ни одна из них не может быть признана главной и наиболее "правильной". И только все вместе они, дополненные выдержками из местных, кетополийских газет, более поздних (относительно описываемых событий) научных и художественных произведений, создают более-менее целостное представление. Однако и в этом случае многие загадки и тайны имперской столицы остаются только обозначенными, но не раскрытыми. Вопросы остаются вопросами, и читатель волен сам искать на них ответы в меру своего понимания и степени развитости своего воображения.
Жанр новелл также не поддается однозначному определению. Есть среди них и детективы, есть и мемуары (такие рассказываются от первого лица), есть романтические и драматические истории, даже есть комедия положений. Часть историй завершается неким подобием хэппи-энда, другие имеют печальный для героя финал, ну а третьи оканчиваются вроде как ничем. Герой просто уходит в неизвестность, и мы можем лишь догадываться, опять же в меру нашей фантазии, что его ждет на его Пути и сколь долгим или коротким этот Путь окажется.
Тем не менее, есть нечто общее во всех поведанных нам историях. Каждая из них состоит из череды непредвиденных и одновременно роковых событий, ломающих планы, личности, судьбы героев. Резко, буквально в одночасье, рушатся их прежние системы ценностей и приоритетов, привычный уклад и образ жизни, разбиваются в прах иллюзии, надежды и мечты. И каждая такая катастрофа личного масштаба оказывается прелюдией к общей катастрофе, постигшей Кетополис вскоре после дня, описанного в книге (в чем именно заключалась Кетополийская Катастрофа, не раскрывается, она лишь упоминается как событие, известное всем по умолчанию).
Как не получается однозначно определить жанровую принадлежность новелл, также проблематично охарактеризовать жанровую специфику произведения в целом. Присутствуют в нем и элементы антиутопии, и научной фантастики в духе Александра Беляева (создателя "Человека-амфибии" и "Головы профессора Доуэля"), и символизма, и много чего еще. И все это, для придания пущей атмосферности, органично помещается в модные ныне декорации стимпанка с его паровыми автомобилями, всевозможными механизмами и автоматонами, социальными контрастами, крупным фабричным производством, броненосцами, дирижаблями китами и мистикой, спокойно уживающейся бок о бок с верой в силу Разума и научно-технический прогресс. При этом сами декорации выполняют еще и функцию яркой, броской приманки, призванной привлечь, заманить читателя, стимулировать его интерес. Они оказываются своеобразной фишкой, позволяющей "Кетополису..." эффектно выделиться на фоне огромной массы прочей литературной продукции.
Эклектизм, возведенный в систему, принципиальная незавершенность и недосказанность, предполагающая множественность интерпретаций, фрагментация повествования, стирание граней между хорошим и плохим, добром и злом, реальностью и иллюзией, гениальностью и безумием, рациональным и иррациональным, подлинностью и мистификацией - все эти отличительные признаки постмодернистской литературы в произведении Грэя Грина, как говорится, налицо. Вот только даже слабого намека на самоопределение автора как постмодерниста вы в тексте не найдете. И это тоже более чем типично для литературы постмодерна: автор будет стараться казаться кем угодно, но только не самим собой, будет принимать любые личины и надевать любые маски, сняв которые, мы обречены обнаружить ничто.
Знаменитый принцип "смерти автора" в тексте, сформулированный одним из идеологов постмодернизма, Роланом Бартом, проявился в сочинении Г. Грина во всей своей полноте. О том, что у этого текста, вернее, совокупности текстов, есть автор, вспоминаешь, только взглянув на обложку. Повествование организовано таким образом, что от привычного для нас образа Автора-Бога, незримо присутствующего в каждой строчке и ведающего наперед, что произойдет с героями в каждую следующую минуту, здесь не остается и следа. Напротив, создается впечатление, будто сами герои рассказывают нам свои истории, а помещенные между их рассказами фрагменты из различных газетных статей, официальных документов, научных и художественных произведений только это впечатление усиливают. Автор, как посредник между читателем и текстом, исчезает. Он более не давит на читателя, не навязывает ему свое видение, единственно "верное", свои трактовки и интерпретации, единственно "правильные".
Впрочем, Грэй Ф. Грин идет еще дальше. Писателя с таким именем не существует. Это литературный псевдоним некоего Халлдора Олафура Лахнесса, уроженца Исландии 49 лет от роду. Думаете, мы наконец-то настигли ускользающего автора? Как бы ни так. Халлдора Олафура Лахнесса также не существует. И это имя оказывается
Стоит ли после всего тут сказанного читать "Кетополис..."? Да, стоит. Стоит, если вы любите читать книги, если вы интересуетесь современной литературой, если вас привлекает сеттинг стимпанка. Единственно, кому могу посоветовать не беспокоиться, так это почитателям боевиков и голимого экшена, безбашенных погонь с перестрелками и жесткого мордобития с участием крутых парней. Чего в этом многоплановом произведении нет, того уж нет. Не обессудьте.
В оформлении поста были использованы иллюстрации белорусского художника Вадима Войтеховича, а также иные изображения со странички группы "Кетополис: киты и броненосцы" в