Пока внимание игроков устремлено на Е3 и все жадно поглощают малейшие крохи информации о новинках ближайшего будущего, в том числе очередной смены поколения, мне захотелось подыскать мирный уютный уголок, окунуться в воспоминания.
Кое-что прошло мимо меня, но давние видеоигры и игровые автоматы все в чем-то похожи друг на друга. Удалось застать в детстве одни виды таких забав, а спустя годы находишь другие - и детские воспоминания оживают. Кроме того теперь, будучи студентом-технарем, иначе смотришь на эти устройства, испытываешь уважение к выдумке создателей этих автоматов.
Первый немаленький плюс этих устройств - сочетание интерактивности, атмосферности, погружения в предлагаемую симуляцию охоты, гонок, управления пуском торпеды и тому подобными вещами. Мышка + клавиатура удобны - спору нет, но с джойстиками и рулями те же симуляторы Ил-2 или SHIFT дадут качественно другой опыт.
Вторым плюсом назову малую нагрузку на глаза. Не так много можно назвать автоматов с монитором, передающим изображение. И уж, в отличие от японских автоматов, там где экраны были обходились без ярких всполохов и эпилептических частот мерцания картинки.
А третий довод проще всего - это своё родное, и вызывающее в памяти разные воспоминания детства. Музей же, о котором пойдёт рассказ дальше, неплохо поддерживает нужную атмосферу, предлагая не только игровые автоматы для ловли ностальгии.
Музей находится в Москве на Бауманской улице, дом 11, недалеко от станции метро "Бауманская". Кроме того есть второй в Санкт-Петербурге - Конюшенная площадь, дом 2, литера В (недалеко от станции метро "Невский Проспект").
Пройдёмся по экспозиции и некоторым играм.
Скороход - советский Dance dance revolution!
Данные автоматы появились в 1990 году, выпускались до 1992 Серпуховским радиотехническим заводом.
"Сюжет" игры посвящен прохождению титульным скороходом некоторого лабиринта, путь отмечается вспышками световых сигналов, а управление осуществляется нажатием педалей на платформе автомата. При этом звучит характерное звуковое сопровождение, народного музыкального творчества песни «Из-под дуба, из-под вяза…» или «Ах, вы сени, мои сени …». Добраться до терема предлагается за менее чем 2 минуты.
Игры на базе ТИА-МЦ-1
ТИА-МЦ-1 (Телевизионный Игровой Автомат Многокадровый Цветной)
Характеристики:
- Процессор — КР580ВМ80А на частоте 1,78 МГц.
- Разрешение экрана — 256x256 точек.
- Цвет — 16 цветов на точку, из 256 возможных цветов; одновременно на экране отображается 16 цветов.
- Фон — составляется из блоков 8x8 пикселей, на экране отображается 32x32 блока. Две видеостраницы, 256 блоков в ОЗУ знакогенератора.
- Спрайты — одновременное отображение 16 аппаратных спрайтов 16x16 пикселей, из возможных 256, хранящихся в ПЗУ спрайтов. Есть возможность аппаратного поворота спрайтов по вертикали и горизонтали.
- Звук — два трёхканальных таймера КР580ВИ53, монофонический динамик.
- Устройство отображения — ТВ-экран с диагональю 51 см.
- Основное ОЗУ — 8 КБ.
- ОЗУ знакогенератора — 8 КБ.
- ОЗУ экрана — 2 КБ.
- ПЗУ спрайтов — 32 КБ.
- ПЗУ игровой программы и элементов фона — до 56 КБ.
Был разработан компанией «Экстрема-Украина» в 1986-1988 годах (точная дата неизвестна), г. Винница, УССР. Производился ПО «Терминал» (по сведениям разработчика) и некоторыми другими заводами (по сведениям обслуживающих инженеров). Руководитель проекта — В. Б. Герасимов.
На его основе создано девять игр, в том числе известные "Конек-горбунок", "Снежная королева", "S.O.S.", "Истребитель". Сам автомат представлял из себя соединение четырех блоков:
БЭИА-100 — обрабатывал логическую информацию в соответствии с игровой программой; преобразование цифрового кода в аналоговые сигналы цвета RGB; формирование сигналов звукового сопровождения; управление монетоприёмником; связь с пультом управления.
БЭИА-101 — формировал синхронизирующие серии и фоновые элементы изображения.
БЭИА-102 — формировал подвижные объекты изображения.
БЭИА-103 — отвечает за хранение игровой программы, фоновых картинок, подвижных объектов, а также другой оперативной информации. По сути это "диск" с игрой, и смена игры на автомате осуществлялась заменой этого блока.
Энтузиасты долго не могли найти документацию на этот автомат, но в конечном счёте поиски увенчались успехом и 27 июля 2006 года состоялся релиз 0.1 первого эмулятора — TIA-MC Emulator. Так что в настоящее время есть возможность дома ознакомиться с играми тех лет.
Игры на базе автомата "Фотон"
Выпускался в конце 1980-х - начале 1990-х годов одноимённым кооперативом в Пензе. Комплектующие закупались у заводов Воронежа, Саранска и Нижнего Новгорода. Автоматы закупались у производителя «Союзаттракционом» и Министерством культуры. Объём производства автоматов составлял до 150 штук в месяц. Создан был на основе домашнего ПК8000 (известен как Сура, Веста, Хобби), так что уместно будет дать небольшую справку о данной персональной ЭВМ.
Был разработан также на Пензенском заводе Вычислительных Электронных Машин («ВЭМ», в настоящее время ОАО «ППО ЭВТ»), являлся 8-разрядным компьютером. Первоначально был создан по образу MSX-1 и имел совместимость с его архитектурой. Так как производство требовало закупки зарубежных деталей, было дорогим и политически несообразным, группа специалистов (Александр Фролов, Андрей Малышкин, Николай Такочаков и др.) создала второй вариант конструкции машины, на базе отечественных деталей. Его и назвали Сура и пустили в серийное производство.
Характеристики ПК8000:
- Процессор: КР580ВМ80А на тактовой частоте 1.78 МГц, быстродействие — 445 тыс. оп./с.
- Память: ОЗУ — 48 КБ, видео-ОЗУ — 16 КБ, ПЗУ — 16 КБ
- Текстовые режимы 40×24 и 32×24 (символы 6×8 и 8×8)
- Графический режим 256×192, 15 цветов
- Звук: однобитный, выводится через встроенный пьезоизлучатель
- Устройство вывода изображения: монитор либо телевизор
- Внешняя память: бытовой кассетный магнитофон, кассеты ПЗУ, внешний блок с дисководом (в зависимости от комплектации)
- Встроенный интерпретатор языка Бейсик (расширение версии GW-BASIC)
Графика:
Таким образом были версии игры как для игровых автоматов Фотон, так и домашних компьютеров ПК8000. В настоящее время также существуют эмуляторы Фотона.
Всего было четыре игры:
Питон, Тетрис, Лабиринт и Клад (по сути две в одной: игрок выбирает, какой режим запустить).
Морской бой
Морской бой - это, пожалуй, первое, что приходит на ум бывшему советскому школьнику. Самый узнаваемый и популярный советский игровой автомат выпускался в нескольких модификациях, незначительно отличающихся друг от друга по устройству и с различной раскраской корпуса.
Самыми сложными электронными частями автомата были плата звуковых эффектов и генератор такта, отвечающий за скорость движения торпеды.
Все, что игрок видел через перископ - море, небо, корабли, находилось, на самом деле, не спереди, а в нижней части корпуса и отражалось специальным зеркалом, установленным под углом 45°.
Когда речь заходит о “Морском бое”, знатоки любят неопределенно упомянуть некий характерный запах черной резиновой маски перископа.
Ниже пойдёт партия кадров музея и экспозиции
При написании использовались:
А также поисковик, для подбора некоторых картинок и репортажей гидов по Москве.
Тему не закрываю, ведь мы ещё не во всё лично отыграли :)