Это еще не конец света... но отсюда его уже видно!
В оригинальный Deus Ex я играл немного - но достаточно, чтобы первая же вентиляция Human Revolution вызвала легкий приступ ностальгии. Всё же осталась в памяти особая, киберпанковская (простите за каламбур) магия и какое-то чувство виртуальной свободы, не снившееся многим современным играм. Мы встречаем приквел по одежке, расшитой золотом, а заглядывая ему в душу, возвращаемся на десять лет назад. Ну кто сказал, что чудес не бывает?
На самом деле, подобного фана от игр я не получал уже сравнительно давно - где-то со времен третьего Fallout'а. Такого фана, который и нужно испытывать от замечательной RPG - бесконечные исследования, путешествия по миру и прочий эксплоринг, медитация над выбором навыков... но если вдуматься, это же как удачно расположились звезды на небе: легендарный франчайз отдали команде, на которую было возложено поровну сомнений и надежд, и Eidos Montreal не подвели. Помимо беспроигрышного сеттинга (за прошедшие десять лет мы навидались бесчисленных эльфов и орков, изучали далекие галактики и даже постапокалипсис) разработчики вложили в Human Revolution разнообразный геймплей в лучших традициях первого Deus Ex, сотни мелких деталей и заставили их работать вместе. Здесь же - уникальный сплав западных и японских культур и технологий; в конце концов, термин "киберренессанс" был придуман специально для приквела. Теперь авторы могут сказать всей игровой индустрии: "Расслабьтесь, ребята, монополия на импланты остается за нами".
Рассматривая всевозможные аугментации, понимаешь, что данное заявление прозвучало бы действительно весомо. Хотя по сюжету на дворе 2027 год, многие улучшения до предела технологичны. Самое ценное в Human Revolution - вы получаете в свое распоряжение целый мир не сразу, сначала нужно приобрести импланты, позволяющие уходить в режим стелса, прыгать на несколько метров в высоту, ломать стены и падать с огромной высоты, приземляясь на электромагнитную "подушку". Тогда Deus Ex убирает ограничения одно за другим (думать над тем, какой навык нужнее, придется часто), и вы ощущаете еще большую свободу, чем раньше. Конечно, не все улучшения одинаково полезны, но большинство из них очень помогут во время прохождения. Например, хакерские навыки - это настоящий must have: трудно переоценить информационные и материальные ресурсы, что добываются из запароленных компьютеров и запертых сейфов, чтобы пополнить собой инвентарь Адама Дженсена.
Вышеуказанный персонаж, к слову, наш протагонист и помощник в нелегком деле распутывания интриг и заговоров мирового масштаба. Работая начальником службы безопасности в Sarif Industries - компании-производителе имплантов, подвергшейся нападению отряда элитных наемников - Адам получает новейшие биомеханические аугментации и отправляется искать неизвестных. Личный интерес у него тоже есть: во время атаки погибла девушка Адама и ее коллеги-ученые, которые трудились над неким прорывным проектом. Однако Дженсен не скован тесными корпоративными рамками: представится момент и накосячить, выполняя очередное задание, и поспорить с собственным шефом. Увы, немного времени уделено самокопаниям героя; с другой стороны, игрок в диалогах сам решает, стал ли Адам после несчастного случая прожженным циником или остался, в общем, добрым малым. Специально для общения с другими персонажами разработчики придумали интереснейший социальный имплант, с помощью которого можно определить психотип и особенности чужого характера (между прочим, крайне полезная вещь).
Но лучше всего немыслимая вариативность Human Revolution проявляется непосредственно в геймплее. Ни для кого ни секрет, что Deus Ex традиционно считает дурным тоном дать игроку пройти миссию меньше чем тремя способами. К счастью, ничего не изменилось: здесь по-прежнему многоэтажная система уровней, бесчисленные вентиляции и прочие обходные пути, возможность поиграть с охранными системами и роботами. Здесь тоже многое зависит от прокачанных аугментаций: некоторые позволяют бесшумно проскальзывать под носом у противников, другие - буквально сваливаться им на головы и запускать тучу шрапнели. Разумеется, концовку игры герой также определяет с вашей помощью. Единственное слабое звено среди игровых ситуаций - это битвы с боссами, до неприличия легкие и не особенно выразительные на фоне многочасового экшена и неожиданных открытий в мрачном киберпанк-мире.
За атмосферу антиутопии 2027 года отвечает движок Crystal Dynamics, доставшийся Human Revolution по наследству от последних частей Lara Croft. Картинка - по сегодняшним меркам не блеск - благодаря цветовой гамме и дизайну блестит так, что современные мерки стыдливо прячутся в тени. От панорам городов будущего захватывает дух, а деревянная лицевая анимация с легкостью перебивается шикарной проработкой и детализацией уровней. В этом мире неуютно жить... но попасть туда уже хочется.
P.S. Много чего еще следовало бы сказать о по-настоящему интересных персонажах, мотивы которых стремишься понять; об отсылках к классике киберпанка, начиная от Blade Runner и заканчивая Ghost in the Shell; но знаете, все словесные впечатления от Deus Ex - это в конечном счете такая банальщина, что лучше действительно один раз включить игру и вернуться в 2011 год с наступлением титров. А потом непременно попытаться рассказать словами про эти залитые золотым неоном улицы, про восторг, доступный поклонникам действительно хороших игр. Human Revolution - игра не хорошая, но шедевральная; главный претендент на звание "Игра года 2011", уникальный микс из самых интересных жанров и достойный продолжатель киберпанковских традиций. Что тут еще добавить?