Рецензия на игру «Divinity: Original Sin»
Жанр | RPG/TBS | Платформы | PC |
Разработчик | Издатель | ||
Издатель в России | Официальный сайт | ||
Игра предоставлена | Магазин |
Ночера доброго!
Пару раз за сезон я удаляю с компа все новые и не очень игры и ставлю в Steam что-нибудь старенькое, для души. Черт его знает, в чем причина: может быть ностальгия, может быть мне нравится, как они, эти игры, выглядят, а может быть в них было нечто большее – искра, душа, называйте, как хотите, главное, что я возвращаюсь в эти игры как к себе домой, будто там я разжигаю камин и долго сижу, смотря в огонь и слушая треск полешек. Если человек любит ретро, считая при этом, что тогда, давно, все было лучше, то насколько он стар душой и телом?
Но нет, не в старении тут дело. За последние два года в жанре «изометрическая заруба в фэнтези-сэттинге» вышло множество игр. Вот, например, я купил и поставил «Iesabel», типичный Diablo-клон с легким намеком на ролевую игру, но все равно на 99% состоящую из бездумного выкашивания респаунящихся тварей. Игра новая, выглядит старо, сделана без «искры», и дальше третьей карты я себя заставить пройти ее так и не смог. Не то это все.
С другой стороны, вышедший два года назад «Inquisitor» выглядит так, будто его собирали в конце 90-х, но при этом играется в тысячу раз лучше «Iesabel». Количество текста в истории хватило бы на пару «Властелинов колец», и это без учета того, что диалоги и квесты нелинейные. Они меняются не только в зависимости от ответов, и даже от класса, которым играет игрок, подстраиваясь под новый отыгрыш роли. В общем, тот самый случай, когда оживляют динозавра и вкладывают в него всех себя. Как результат – оторваться очень сложно.
Вот поэтому к
В 2002-м году на экраны мониторов выходит вторая после «L.E.D.Wars» игра бельгийской студии Larian, и была ей та самая, первая «Divine divinity». Почти сразу же студию обсмеяли: это ж надо, пускать подобное через четыре года после «Baldur's Gate», который был столь насыщен и графонист, что занимал аж пять компакт-дисков (вот ведь буржуи!). Но постойте… почему же от нее было так сложно оторваться? Юмор? О да! Интерактивные предметы? Сколько угодно, хоть в инвентарь клади, хоть двигай по локациям. Сюжет? Веселый, интересный, в нестандартном сеттинге, где совсем другие законы. То, что изначально воспринималось как очередной Diablo-клон на поверку оказывалось маленьким, не всеми оцененным по достоинству шедевром, где любой диалог можно было разбивать на цитаты.
Собственно, какой-никакой, а успех. Однако студии не хотелось долго сидеть и вкушать его плоды. Сменив издателя и взяв за основу «Divine divinity», Larian собирают на коленке спин-офф для игры, названный «Beyond Divinity». Сказать про него что-то хорошее сложно, большая его часть сводится к достижениям первой игры, да и то не всем. Конечно, теперь приходилось играть двумя очень разными персонажами сразу, но удовольствия от этого было мало – однотипные задания в серых декорациях портили все, и даже редкий юмор не вытягивал игру из бездны, в которую разработчики загоняли серию. В общем, фраза «все очень плохо» – это как раз про «Beyond Divinity». Радует в ней не так много: во-первых, можно с трудом, но продлить удовольствие после первой «Divinity», а во-вторых, кайфануть от полной локализации игры. Редко, когда кто-то берется полностью переводить и озвучивать такие маленькие и неказистые игры.
Ну, естественно, денег разработчики не подняли, и с 2004 по 2009 года перебивались, делая убогие казуальные игры, либо для детей, либо для не слишком богатых на интеллект людей. Однако именно это позволило студии остаться на плаву и начать делать долгожданный сиквел своей серии.
Не без участия издателя первой части, студия собирала игру с 2007 по 2010 года. Собирала-собирала да не высобирмыр… ну вы поняли. Игра вышла идентичной всем немецким RPG от третьего лица – крутая идея, приправленная фургоном смердящих багов, из-за которых
Ах да, совсем забыл. Еще в
Так или иначе, проект надо было спасать. Авторы собрали аддон
Впрочем, исправив косяки, бельгийцы не забросили серию ни в долгий ящик, ни в сторону третьей части. Вместо этих двух путей они выбрали иное движение: собрали спин-офф игры вообще в другом жанре. В общем и целом, им удалось меня и развлечь и удивить, ведь вышедшая в 2013 году
Собственно, растеряв все личные деньги и издателей, Larian поняли, что для того, чтобы заработать на старость, им придется перестать кидаться в копирование чужих идей, да и с экспериментами придется обождать. И наконец-то настало время давать игрокам то, чего они хотят, а уж потом снова пускаться во все тяжкие, когда толстый кошелек будет приятно греть карман.
Поэтому новая игра (
Что конкретно в этой игре лучшее, я, признаться, так сразу и не отвечу, ибо у меня с первых же минут разбежались глаза. Приятная графика, сотни интерактивных предметов, отличный юмор в квестах, нетривиальность этих самых квестов (никаких вам «набей рыло четырем кабанам»), отличный фэнтезийный сюжет, мир, персонажи, разнообразие прокачки и классовый выбор, «споры» с напарниками, разнообразие экипировки… Тут есть, наверное, все, о чем можно мечтать, и даже кооператив. Но давайте посмотрим поближе.
Но не будем забегать вперед, все начинается раньше, когда нам дают выбрать себе персонажа. Главное, конечно, выбор класса, коих тут десять штук. Вместе с классом игрок получает для персонажа биографию и базовый набор умений, который, при желании, можно перенастроить. Тут очень важно не сделать двух персонажей (а двое их будет в любом случае, даже если вы не захотите проходить игру в кооперативе) одного и того же класса. Поймите, эта игра очень жадная на прокачку и на найм побочных героев. Ваши персонажи должны работать в связке, например, рыцарь бьет и лечит, а лучник или маг прикрывают и создают на поле боя различные вредные для врагов эффекты. Если классы будут одинаковыми, то долго вы, скорее всего, не протяните.
После выбора персонажей и пробежки по обучающему пляжу с обучающей пещерой, нас выпускают в свободный мир
Умереть тут можно и другими способами. Например, если будете много воровать у людей, грубить, вести себя вызывающе, то вас убьют люди, которых вы защищаете. Убьют-убьют, не спорьте, справиться с набегающими на крики стражниками на первых порах физически невозможно. А еще тут можно умереть, просто копнув не ту ямку. Шутки авторов, где герой вместо сокровищ получает концентрированную смерть – очень часты и, несмотря на результат, все-таки смешны.
Однако рискните и отыграйте свою роль, разработчики сделали все для того, чтобы вас ничего не сковывало. Начальник стражи надавал вам заданий, но у него на столе кучка золота? Если вы не мальчик-одуванчик, то можете попытаться его убить, а квесты… да черт с ними, золото слишком ценный товар, чтобы оставлять его. Впрочем, опытный маг может стать невидимым и стащить предмет без боя, а карманник еще и самого капитана обчистит. Вы правильно вспомнили Fallout, система очень похожа. Нет ключа от сундука? Нет отмычек и навыков взлома? Зато есть большой меч! Практически любой предмет в этой игре можно сломать, а дверь выбить. Проходить эту игру можно абсолютно по-разному, как вам вздумается, как вам захочется, как ваша природа вам велит.
Даже основной сюжетный квест здесь будет извиваться змеей в зависимости от ваших решений. Например, в квесте по сбору улик надо было воспользоваться услугами собаки, чтобы определить убийцу по запаху найденных вещей. А что делать если собаку до этого порвал на части ее хозяин, выбравшийся из могилы и ставший жутким зомби? А что, если ни у одного из ваших персонажей нет навыка общения с животными? Да ничего страшного, сюжет подстроится под определенные обстоятельства и предложит пойти к подозреваемым не только домой, но и на работу и поискать неопровержимые доказательства там. Вот только никаких маркеров на карте вы не найдете.
Понимаете, насколько игра олдскульна? Сложная за счет мизерного количества очков опыта прокачка, отсутствие маркеров, небанальные квесты, где очень часто приходится работать мозгами, а не мечами, и достаточно сложные стычки с врагами, которые тоже имеют место быть. Эта вещь совсем не для тех, кто привык, что игра играет сама в себя.
Да и не для кооператива, кстати, тоже. Понимаете,
Кооператив тут работает ровно в двух моментах: в сражениях и в диалоговых спорах. Если с первым все понятно, то второй куда интереснее. Например, случаются диалоги, которые требуют участия обоих игроков. Сначала NPCнику отвечает один игрок, а потом второй, и совершенно не обязательно, что отвечает он то же самое. Например, один хочет ответить «Да», другой «Нет». Тогда включается местная, но очень знакомая решалка любого спора: игра «Камень, ножницы, бумага», и игрок, победивший в ней, принимает диалоговое решение. Кстати, если играете с компьютерным напарником, то это вовсе не значит, что он всегда будет с вами согласен и во всем поддерживать. Он тоже может капризничать и вступать в жаркие дискуссии.
В отличие от кооператива, боевая система здесь лояльна к игрокам, как бы они не играли. Нет, это не значит, что сражаться будет легко, это значит, что каждый игрок может в бою тянуть одеяло на себя, и если у него растут руки из правильного места, а также есть зачатки фантазии, то он вполне может сольно вытянуть раунд. Как я уже говорил, бои тут пошаговые, и чтобы ходить, наносить удары и т.д. необходимы очки действия. Чем прокаченней персонаж и чем быстрей у него скорость, тем меньше очков действия он тратит. Иногда очки действия нужны не только для того, чтобы лупить по врагам. Например, их можно потратить на то, чтобы подобрать выпавший из одного из врагов предмет. А иногда они нужны, чтобы провести махинации в инвентаре, оружие, сломанное там сменить… или достать заранее припасенную бочку с осадным маслом, закинуть ее на поле боя и поджечь. Интерактивность и нелинейность распространяется и на бои. Для победы можно пользоваться не только окружающей местностью, но и различными жидкостями, газами и стихиями, а также сочетанием этого всего вместе. Деремся с огненными гадами посреди лавового поля? Тут срочно нужна бочка с водой, а если есть маг, то и дождик можно пустить. Огненный страхолюд моментально потеряет свой задор, да и спутников будет лупить намного бережнее. Если и не каждый, то, как минимум, один из пяти боев необходимо будет как следует распланировать и подготовиться. Авторы не стали давать персонажам все и сразу, часть способностей можно открыть, не только качая персонажа в определенной боевой ветке, но еще и ища книги, чтобы эту боевую школу заполнить навыками. Без книг, увы, подобная прокачка бесполезна, а без прокачки есть очень большая вероятность, что парочка дрищавых и хлипковатых гоблинов порвут вашу группу из четырех человек в три хода.
Почему группа из четырех человек, когда игра всего про двух? Ну, просто авторы решили усилить элемент партийности и дали героям еще несколько управляемых компьютером спутников. Эту четверку можно разделять на группы, некоторых отправить в разведку, а некоторых обратно в город, продавать лут, и все это одновременно, чтобы не терять времени. Главный минус в том, что спутников в игре практически нет. Только на последних этапах появляется возможность вызывать себе сопартийцев разных классов и видов, а на первых парах приходится ограничиваться скудным набором, практически без выбора.
Но это единственное, в чем авторы ограничивают игрока. Да что там, игрок вправе даже качать боевого мага на ближний бой, а лучника учить заклинаниям. На это уйдет практически весь скудный запас баллов опыта, но ведь можно же. Вы вправе в полной мере отыгрывать свою роль: убивать или спасать, воровать или честно платить, грубить сопартийцам или пытаться решить их проблемы. И все это в красивом, частично интерактивном мире, где приходится судорожно сохраняться, прежде чем сделать шаг. Как в старые добрые…
И это, я вам скажу, хорошо. Без подражаний, без модных трендов, авторы вернулись к тому, что умели, и достигли если не пика своего мастерства, то уж точно забрались намного выше, чем забирались раньше. Они сделали невероятную олдскульную игру, которая выглядит максимально современно. Очень редко даже у опытных разработчиков получается добиться такого баланса между старым и новым. Вот только молодым игрокам, которые привыкли к простоте и тому, что их водят за ручку, сюда лучше даже не лезть, можете все руки и ноги пообломать и зубы сточить до десен. Игра не будет к вам добра, она сделана для тех, кто любит трудности и для тех, кто живя в настоящем, помнит и любит прошлое. Поэтому закругляемся, смотрим остатки скриншотов и итожим.
Скриншотики:
Хардкорно, весело, увлекательно. Эта игра выползла из забытой эпохи и вернула пожелтевшие и рассыпавшиеся страницы правил из давно почивших игр. Держите в голове весь сюжет и все квесты, следите за тем, что вам говорят, осторожно подбирайте ответы, никогда не лезьте в драку, как следует не подготовившись, изучите основы игры, чтобы знать все возможности боевой магии и взаимодействия с физическими объектами и элементами. Игра не будет к вам добра, но отблагодарит вас, если вы с ней справитесь. | ||
Как всегда – много пафоса и юмора. Главная особенность в том, что сюжетом можно вертеть и так, и сяк, он все равно подведет вас к нужному моменту, а вот уж как вы до него будете доходить – зависит только от вас. Ну, а между делом не пропускайте побочные квесты, каждый из них – штучная вещь с хорошей историей и чаще всего с невероятно юморной подачей | ||
Красивая изометрическая карта может быть приятней убеграфонистой шняги для новых консолей. Ей достаточно быть просто приятной глазу, и вы сами не заметите, как захотите жить в этом мире. | ||
Саундтрек вновь написал наш соотечественник Кирилл Покровский. Сделал он стандартный красивый OST, к которому вновь нет претензий. К звуку у меня другие претензии – после прекрасно переведенных Букой первых частей, 1С получила в свои руки серию и наглухо отказывается ее озвучивать. Субтитры-субтитры… надоело. Эта не та игра, где интонации и иноземные акценты так важны, чтобы не делать локализованную озвучку | ||
Если вы любите все старое, пыльное, дорогое, особенно если это касается игр, то нет смысла ждать |