В каждом человеке живут две противоположности: с одной стороны — это какой-либо потаенный страх, а с другой — желание испытать себя на прочность, жажда познать эмоции через переживание жутких событий и, возможно, взять верх над своей фобией. Именно на этом и основан такой специфический жанр, как хоррор.
С появлением более-менее мощных персональных компьютеров уже сформировавшийся жанр хоррора легко перешагнул и в компьютерные игры, органично вплетаясь практически во все направления этой индустрии. Стали появляться любопытные и захватывающие дух проекты, а уже некоторые из них, в свою очередь, были перенесены на большой экран.
Разумеется, рассказать про все игры, так или иначе относящихся к рассматриваемому жанру, затруднительно. Поэтому я остановилюсь на самых запоминающихся, необычных и просто хитовых разработках.
Яркими представителями ужастиков начала 90-х можно назвать игры серии “Alone in the Dark”. Революционная полигональная технология, позволяющая создавать довольно реалистичные персонажи и окружение в сочетании с правильно подобранной звуковой дорожкой, помогла разработчикам добиться успеха и снискать множество поклонников. Новаторским был и подход к отображению видеоряда: вид на персонажа все время менялся, как будто на пути его движения были установлены видеокамеры, что добавляло атмосферности за счет выбора удачных и эффектных ракурсов.
Частный детектив, расследуя загадочное самоубийство своего родственника, попадает в таинственный загородный особняк, где произошло трагическое событие. Оказавшись в доме, наш незадачливый герой обнаруживает, что стал жертвой какого-то злого гения: путь назад отрезан, кроме того, по дому разгуливают кошмарные существа, которые не прочь отведать свежего человеческого мяса. Кроме проблем с монстрами, наваливаются трудности с разгадыванием нетривиальных задачек. В конце пути протагониста, разумеется, поджидает главный негодяй, который все это и затеял. Что может быть приятнее расправы над мерзавцем?!
Можно сказать, что “Alone in the Dark” положил начало самостоятельному жанру Survival Action, представляющему собой смесь приключений, квеста и элементов экшена.
На одном движке с небольшими улучшениями вышло тогда три серии этой увлекательной приключенческой игры. Кроме того, было выпущено некоторое количество “клонов”. Самыми запоминающимся были “Ecstatica” и ее продолжение “Ecstatica2”, использующие самые продвинутые для того времени графические технологии.
Особенно богато хоррор представлен на консолях (игровых приставках). Самые удачные проекты после снятия сливок на приставках к огромной радости многих портируются на персональные компьютеры. Среди них — такие хиты, как серии “Resident Evil” и “Silent Hill”.
Первая часть “Обители Зла” практически точно заимствует главную идею “Alone in the Dark”: игрока ожидает заколдованный, наводненный монстрами особняк, оказывающийся лишь верхушкой айсберга. Глубоко под домом скрываются громадные исследовательские лаборатории по производству экспериментальных субстанций для военной промышленности. В один прекрасный день что-то пошло не так: крайне опасный газ, разрабатывающийся как средство для поддержания жизни солдат любой ценой, оказался выпущенным на свободу. Произошла утечка вещества, которое раньше испытывалось только на кроликах и мышах. Теперь подопытными стали не только животные, но и научный персонал. Лаборанты, уборщики, охранники — все превратились в зомби, одолеваемых жаждой разрушения и убийства. Кроме того, находившиеся в лабораториях мутанты и подопытные животные среди всеобщего разгрома оказались на свободе.
Разбираться в возникшей ситуации отправляют отряд спецназа, который не знает и сотой доли правды об исследованиях. Чудовища начинают преследовать бойцов еще на подступах к таинственному особняку. Появляются первые жертвы. Оставшимся в живых придется разобраться во всем, что произошло в этом гиблом месте...
Удачно закончившаяся история первой части “Resident Evil”, тем не менее, получает продолжение во второй “серии”: заражению ужасным газом подверглись жители близлежащего города, а потому борьба с монстрами должна быть продолжена. Однако, начиная именно с “Resident Evil 2”, серия скатилась до уровня мыльных опер: наряду с улучшением графической составляющей, разработчики лишь упрощали игровой процесс и грешили повторами.
Сюжет “Silent Hill” крутится вокруг обычного провинциального городка с одноименным названием, в котором происходят странные события. Пропадают люди, появляются ужасающие монстры. Налицо наличие некоего параллельного мира, куда главный герой (в третьей части — героиня) имеет свойство попадать.
Отдельного внимания заслуживает саундтрек. Одно только то, что композиции второй части были выпущены на отдельном CD, говорит о многом. Действительно, музыка очень атмосферна и качественна. Под стать самой игре, сделанной в лучших традициях фильмов Дэвида Линча.
Год 1993-й подарил нам одно из величайших компьютерных развлечений всех времен и народов — знаменитый DOOM. Этот проект произвел настоящий взрыв популярности, открывая эпоху FPS (First Person Shooter, то есть “стрелялок с видом от первого лица”). Созданная талантливыми дизайнерами и программистами компании id Software, игра завораживала своей гнетущей атмосферой космической базы, находящейся в руках вселенского зла. Благодаря гению Джона Ромеро мы получили запоминающихся, жутких и коварных чудовищ, наводнивших бесконечные коридоры уровней, через ряды которых необходимо было пройти, чтобы остановить вторжение из потустороннего мира. Мизансцена игровых уровней была также под стать монстрам: изуродованные тела, стены из черепов, реки кислоты и крови, магические знаки. Все это лишь добавляло накала страстей! Выход через год “DOOM 2: Hell on Earth” окончательно закрепил успех разработчиков, сделав их законодателями моды для игр в этом направлении.
Нельзя оставить без внимания труды коллектива Looking Glass, подарившего нам такие произведения компьютерного искусства, как 3D-action/RPG “System Shock” и “System Shock 2”. Несмотря на устаревший графический движок, с удовольствием поиграть в них (особенно во вторую часть, которая выглядит привлекательнее) можно и сегодня. Гнетущая атмосфера космической станции, лихо закрученный сюжет и великолепный дизайн — у этих проектов практически нет недостатков. Только припасите валидольчика, игры постоянно держат пользователя в напряжении!
Говоря о хорроре, конечно же, нельзя обойти вниманием и еще один знаковый проект — “Nocturne”. Действие игры происходит в Америке 30-х годов. В связи с возросшей активностью зомби, вампиров и прочих упырей был создан отряд для борьбы с нечистью, в который и приглашают работать нашего персонажа.
Игра ценна, прежде всего, атмосферностью и симпатичным игровым процессом. Выполнять задания придется в самых разнообразных локациях: это и склады, и церковные учреждения, и резиденция Аль Капоне, которому вздумалось нанимать к себе на работу объектов нашей охоты. Арсенал оружия также не подкачал: здесь и легендарный автомат Томпсона, и огнемет, а для борьбы с превосходящими силами противника найдется гранатомет. Единственное, что заслуживает критики, так это не слишком внятное управление, иногда сводящее на нет все прелести отстрела распоясавшихся монстров.
Движок “Ноктюрна” был настолько удачным, что разработчики решились выпустить на нем еще три игры. Это трилогия “Blair Witch”, дающая нам ретроспективный показ, начиная от далекого XVIII века и до наших дней, событий, связанных с небольшим городком Burkittsville, в котором испокон века происходили всевозможные мистические и трагические события. Этот достаточно качественный хоррор-продукт не разочарует поклонников жанра и придется по вкусу ценителям разноплановых историй, связанных единой нитью.
Ужастики были, есть и будут востребованы. Такова природа людей. Хочется заметить, что этот жанр ни в коем случае не пропагандирует насилие, как могут посчитать некоторые. Это всего лишь хороший способ отдохнуть, отвлечься от реальной жизни, высвободить негативные эмоции. Ну и, конечно, попугаться. Если вы не страдаете нервными расстройствами, просто попробуйте прикоснуться к хоррору и перебороть свой страх. Скучать вам не придется!