Жил-был на свете Вадим Панов. Хороший такой, знаете, писатель, которого вдруг неожиданно занесло в дебри проектной литературы. Когда такое случается, вариантов исхода обычно не особо много: либо писатель постепенно теряет «хорошесть» в глазах публики, либо становится «попсой», либо, что редко, умудряется остаться собой.
В горе-серию S.T.A.L.K.E.R., к примеру, вляпались однажды (да что уж врать-то публике, дважды вляпались) Александры Зоричи, где довольно смачно сели в лужу, а также Михаил Успенский, умудрившийся чудом сохранить адекватность письма. Юлия Набокова – единственный автор в серии Disciples с более-менее прокачанным «аккаунтом» в писательском мире – тоже, в принципе, опозорилась, если таковое вообще возможно для автора дамских антуражных фентези про ведьмочек, вампирчиков и ёльфов.
А вот книжную серию по Prime World открыл Вадим Панов. Для серии это, в принципе, хорошее начало: можно надеяться, что после того, как Панов задал некий уровень, опускаться ниже него другим авторам проекта будет стыдно. Хотя далеко не все солнечно и ясно в первой книге серии.
«Праймашина» - книга, под обложкой которой скрывается повествование о том, как технари, они же – в реалиях мира Праи – докты, власть между собой не поделили. Практически древнейшая баллада о распиле бабла, но немного под другим углом. Как известно, в мире Праи произошел страшный Катаклизм, после чего мир насытился особым веществом под кодовым названием «прайм», и вещество это стало менять людей, даруя им необыкновенные силы, а также делая характеры людей необыкновенно сволочными. На фоне этого всего произошла война между Империей Доктов и королевством Адорния. Дело вскоре уладилось, но с тех пор докты стали смотреть на адорнийцев как на безграмотных дикарей, а адорнийцы на доктов – как на несовершенных, недостойных внимания грубиянов без художественного вкуса. Все действие книги разворачивается на территории доктской империи.
Могущественную и прекрасную леди Агату Кобрин однажды осеняет, из-за чего происходят все войны в их мире, и ей приходит в голову неосуществимая, ненормальная идея, с реализацией которой решается помочь один-единственный человек в Империи, грандиозный и талантливейший изобретатель по имени Безвариат Сотрапезник. Светлый человек, охваченный идеей сделать так, что войны прекратятся раз и навсегда, утратив смысл, и к тому же плененный красотой леди Кобрин, Безвариат строит для нее то, что в дальнейшем носит имя «Праймашина». Когда он осознает, что истинные намерения леди Кобрин состоян совершенно в ином, он вносит в механизм изменения, которые делают запуск праймашины невозможным, а потом на глазах Агаты совершает самоубийство.
Леди коварна, и она, конечно, не может позволить, чтобы ее обвинили в смерти величайшего ученого империи, поэтому крайний находится довольно быстро. Им становится один из учеников Безвариата. Когда этот ученик по неосторожности гибнет от руки юного провинциального лорда Карлоса Грида, перед смертью он сообщает своему победителю о праймашине. После этого жизнь Карлоса превращается в ад.
Собственно, процесс превращения жизни Карлоса в ад необычайно затянут. В книге наличествуют просто бесчисленные эпизоды, посвященные персонажам сто двадцать пятого заднего плана, предназначенные исключительно для того, чтобы оправдать появление персонажа, имеющего хоть какое-то более-менее важное значение в развитии сюжета. То есть, грубо говоря, 50% книги – костыли, которые призваны хоть как-то удерживать те или иные версии появления в повествовании кого-нибудь. Попутно к этим костылям прикручены замысловатые конструкции, разжевывающие для читателя всю геополитическую обстановку. В результате, когда два эпизода, разнесенные между собой на расстояние в полста страниц, принадлежат к одному и тому же дню, слышится треск рвущегося шаблона.
Вообще говоря, такое скурпулезное расписывание более характерно для авторов, которые сунулись уже куда-то в середину серии, у которых абсолютно свои идеи, которые нужно вписать в заданный антураж, и которым для этого надо развешивать всюду якора схожести с препарируемым миром. А здесь мы имеем такое болезненное внимание к деталям уже в самой первой книге. Складывается чувство, что будь на то воля Панова, он бы написал еще сотню-другую страниц. Но нарочитость, с которой он распихивает по тексту явные ссылки на игру, просто поражает.
Это забавно и противоречиво, но сюжет – при том, что практически погребен под завалами не всегда нужной информации, – весьма неплох, хотя композиционно провален полностью. Для каждой сюжетной линии есть четкие завязка и развязка, а все, что происходит между этими двумя точками, - кисель с комками. Особо крупные комки – это неожиданные повороты в сюжете. Помельче – нагромождение «матчасти» или попытки оправдать какие бы то ни было явления. Если абстрагироваться от лишнего – история достаточно динамичная, и события развиваются быстро. Иногда Панов ставит героев в ситуации, из которых не выкрутишься благодаря красивым глазкам, и рояля в кустах не ожидается. Выходит он из этих ситуаций также весьма изящно и неожиданно.
С огромной благодарностью отмечаю отсутствие в тексте многостраничных рефлексий на тему «быть или не быть». Персонажам надо – они идут и делают без лишних раздумий. Хотя это характеризует их как ребят недалеких, в принципе. И, в общем-то, неглубоких, если уж на то пошло. За решительностью, с которой главный герой со своими спутниками ломится в битву против значительно превосходящих сил, скрываются подчас просто его глупость, неопытность и молодость. Но проблема почти всех героев еще и в другом: они не проработаны. Они не рефлексируют сверх меры – это хорошо; плохо то, что они не рефлексируют вообще: ни о чем не задумываются, не анализируют ситуацию, не оплакивают утраты, в конце концов. Единственный, самый проработанный, главный герой – это игровой мир, и все остальные принесены ему в жертву, сделаны болванчиками, у которых желаний – сон, еда, битва и секс.
Таким вот образом динамичный сюжет с неожиданными поворотами и прекрасной концовкой соседствует с многостраничными оправданиями, смелость героев соседствует с глупостью, техничность уживается с занудством, а близость к миру игры иногда превращается в карикатурность: практически на любую положительную черту книги можно найти по отрицательной. При этом стоит отметить, что «Праймашина» - книга, которая минимум на голову превосходит всю остальную проектную литературу: продуманное повествование, проработанный мир, аккуратные «пасхалки»...
Если воспринимать книгу как «DLC» к игре, то это 10/10. Если воспринимать ее как все-таки художественное произведение, то 7/10 – за картонных героев, задушивание основной сюжетной линии и излишнюю нарочитость, из-за которой книга будет интересна разве что фанатам Панова и фанатам Prime World, а более широкую популярность получит вряд ли. Хотя для указанной целевой аудитории чтение «Паймашины» будет неплохим времяпрепровождением, а для книжной серии – хорошим началом.