Как говорят, можно бесконечно смотреть на три вещи: как горит огонь, как течет вода и как работают люди. А уж если организовывал эту самую людскую работу, просчитывая лучшие варианты, решая некоторые сложности по устройству хозяйства, то тогда это зрелище становится ещё приятнее - как награда за свои труды.
Таков жанр экономических стратегий и всевозможных "магнатов" (tycoon). Одними из лучших были Transport Tycoon, Theme hospital, theme park, Caesar II... но в этом ностальгическом обзоре речь пойдёт о Settlers 2 или - Поселенцах 2.
Заслуженная ныне классика жанра вышла в 1996 году, разработанная и изданная немецкой студией Blue Byte Software.
Великая робинзонада
Мне не нравятся эти матросы! Мне не нравится эта экспедиция!
И… Что?! А, да! Мне вообще ничего не нравится, сэр!
М/ф "Остров сокровищ"
Сюжетная кампания имеет немудреную завязку: некий корабль попадает в шторм и терпит крушение недалеко от берега одного островка. По сути всё. Игру можно начинать сразу со второй главы, пропустив вступительную обучающую - и там уже ничто не будет напоминать о случившемся крушении. Тем не менее обучающая миссия благодаря завязке смотрится симпатично: у нас есть заданный стимул к отстраиванию поселения - наладить производство строительных материалов для пополнения своего запаса, найти воду, раздобыть пропитание рыбной ловлей и охотой и так далее. Цель кампании тоже вскоре находится - оказывается существуют некие врата-порталы, и, не имея большого выбора при сложившейся обстановке, выжившие решают с их помощью путешествовать - авось домой попадут.
Да, хотя игра большей частью связана с мирной жизнью и ведением хозяйства, но повоевать и здесь придётся. Конечно боевая система слабовата, но и в ней есть немного тактики - особенно если освоиться. Суть следующая: отстраиваться можно в пределах своей территории, очерченной видимой границей цветными колышками. Для расширения своего жизненного пространства строятся военные здания, которые занимают бойцы:
- Во-первых, специальные опции, где можно распределить соотношение бойцов, которые будут занимать здания в тылу и у линии фронта. Также там настраивается процент отправляемых в атаку бойцов, вплоть до того, что в собственных казармах не будет никого сидеть (идём ва-банк, не иначе)
- Во-вторых, захватывать те вражеские строения, вокруг которых больше всего экономических строений или же мимо которых проходит важное оживленное дорожное сообщение, так как в целости остаётся лишь военное строение, а всё остальное на захваченной территории уничтожается.
- В-третьих, дальность возможности захвата. Если быстро провести захват одного здания в глубине территории противника, то станет возможно нанести атаку ещё глубже - пойдут нападать и оставшиеся позади бойцы. А фактическая победа придёт с захватом штаба.
- В-четвёртых, влияние золота. На монетных дворах из золота выплавляют монеты, которые играют роль усовершенствования (апгрейда) солдат, когда монету принесут в военное здание. Будет расти звание солдата:
С ростом звания прибавляется уровень здоровья, навык боя и меняется внешний вид.
Геологи - их отправляют, выбрав дорожный флаг и там пункт "отправить геолога", простучать молоточками землю и поискать ресурсы вокруг этого флага. Вода есть почти везде и поэтому родники (колодцы, если угодно) можно строить наобум, а вот рудники надо ставить в точность по месту таблички с указанием ресурса.
Скауты-разведчики - полезны на незнакомых картах, имеют хороший обзор и довольно далеко отходят от границ поселения. Пока отстраиваются приграничные здания можно с помощью нескольких скаутов наметить дальнейший план освоения территорий.
Все эти мелочи и детали формируют в итоге сбалансированное времяпрепровождение - можно заняться иными полезными делами, а потом уже полюбоваться на возведение построек.
Вообще, как это водится среди экономических стратегий, здесь очень занятные производственные цепочки. В целом ресурсы не являются большой проблемой: лесоруба подстраховывает лесничий, исправно выращивающий деревца. Вода бесконечна, фермы исправно дают прирост зерна, из которого и муку делают, и корм для свиней, что дальше обеспечивает провиант для рудокопов. Но это так - подспорье в хозяйстве, ведь важно иметь армию и желательно обученную. Вот как раз руды - золотые, железные - и уголь являются конечными ресурсами, что диктует осмотрительность по их использованию. Впрочем их обычно бывает достаток, другой вопрос - на чьей стороне этот достаток?..
В чем мне видится промашка той же третьей части - графика хоть и осталась мультяшной, но потеряла ряд деталей и анимационных мелочей, что сделало окружение более мёртвым. Та же листва намертво застыла. Армия - повышенное внимание к военному аспекту также портило впечатление, внося сумятицу в спокойный некогда быт. Что удалось Knights and merchants (Война и мир), то не было призванием Blue Byte.
Таким образом Поселенцы 2 надолго стали эталоном жанра, где экономика могла служить и стимулом к активному действию, и в то же время игра была отличным медитативным зрелищем. Так что пока отстраиваются очередные бараки для расширения территории, можно вновь под пение птичек и стук молотков строителей любоваться на копошение человечков вашего поселения. Что и прославило эту игру.