Синдзи Миками — отец знаменитого ужастика Resident Evil — несколько лет назад неожиданно заскучал. За плечами остался обласканный критиками, но не впечатливший простого игрока, боевик God Hand, а впереди — пустота, пугающая и неизбежная. Справиться с творческой депрессией Миками помогли добрые люди из SEGA, давшие зеленый свет на разработку Vanquish. Опытный геймдизайнер настолько обрадовался, что вознамерился сделать игру, которая в одинаковой степени придется по душе и западным игрокам, и достаточно специфической японской публике. По словам Миками, Vanquish — тот самый, «угодный всем» проект — получился именно таким, каким он его хотел видеть. В преддверии релиза делюсь впечатлениями от игры, главную роль в которой между собой оспаривают пули разного калибра, инопланетные твари в сюртуках клубничного цвета и русские ученые, парящие в воздухе.
Задолго до выхода игры многие высказывали предположения, что Миками задумал Vanquish, как ответ господину Блежински и всей
По велению сценаристов Platinum Games, в будущем человечество будет использовать военных роботов исключительно российского производства, а заявку на мировое господство, причем самую что ни на есть весомую, подаст также наш с вами соотечественник — вышеупомянутый господин Зайцев. Дело в том, что славянский террорист спер где-то в космосе огромную пушку и шандарахнул по родине острова Алькатрас и моста «Золотые Ворота», по прекрасному и холмистому Сан-Франциско, да так метко, что «он никогда уже не станет таким, как прежде». В live-трансляции, после демонстрации мощи дьявольского оружия, Зайцев, сидя в императорских размеров кресле, обещает, что совсем скоро сотрет похожим способом и главный город США, Нью-Йорк. Янки, не на шутку перепугавшись, в кратчайшие сроки отправляют на свидание с сумасшедшим русским целый флот. На одном из блестящих космических линкоров летит к звездам и главный герой игры, высеченный словно из гранита, мужчина голливудской внешности, но с довольно дурацким именем, Сэм Гидеон (Sam Gideon). Ему, в общем, до лампочки, что случится с любимым городом Вуди Аллена, его первостепенная цель — спасти похищенного Зайцевым ученого, но сделать это, разумеется, будет не так-то просто.
Несмотря на симпатичную абсурдность пролога, гневные позы Зайцева в камеру и страх в глазах чужеродного народа, сюжет в Vanquish играет роль, пусть и довольно заметную, но в целом бесполезного фона. Главное в свежем боевике от Синдзи Миками — сверхскоростной игровой процесс, срывающий крышу буквально с первой сцены, увлекающий до такой степени, что приключения намазанных подсолнечным маслом героев из Gears of War, на фоне гарцующего в белоснежном вондер-костюме Сэма, покажутся вам настоящими компьютерными шахматами. По сравнению с остальными современными шутерами, в Vanquish практически отсутствуют раздражающие паузы, невыносимые, бесконечные прятки в футуристических декорациях с одной единственной целью — восстановить здоровье и с новыми силами ринутся в бой. Это, впрочем, не означает, что Vanquish безропотно покорится всем, кто привык шинковать тварей без царя в голове, влетая в толпу противников с шашками наголо, напрочь забывая о собственных тылах. Наоборот, тактики тут не меньше, чем в лучших представителях жанра. Однако, в отличие от академичных перестрелок от западных игроделов, Vanquish ошеломляет и не отпускает от первой и до последней секунды. Впечатления, что как будто ты оказался на съемочной площадке третьих «Трансформеров» бездаря Майкла Бэя, причем в роли никому не нужного реквизита, которым можно пожертвовать в следующей батальной сцене.
Механика и темп Vanquish скорее позаимствованы из слешеров, — Devil May Cry или, например, Bayonetta, — чем у «классических» боевиков от третьего лица. Чтобы Сэму было комфортно в этой разноцветной чехарде на экране, в его костюм встроили несколько примочек, разгоняющих игровой процесс до максимальных оборотов. Во-первых, это скольжение, эдакая убыстренная версия спринта из Gears of War. Во-вторых, Гидеон, разумеется, умеет «включать» slow motion и шпиговать тварей свинцом, лавируя между неспешно разрезающими воздух следами от неприветливых снарядов. Причем динамика игры не киснет, даже во время перезарядки и коротких пауз между сражениями.
Несколько слов об оружии. В Vanquish разработчики придумали довольно хитрую систему апгрейдов ваших огнестрельных друзей. На протяжении игры вы сможете носить в инвентаре всего три вида пушек и парочку разновидностей гранат — переключаться между ними, по традиции, придется с помощью цифровой крестовины. Чтобы получить улучшение для определенного ствола, достаточно лишь подбирать бесхозные пушки, оставшиеся после уничтожения недруга. Но тут то как раз и кроется главная хитрость. Для успешного апгрейда — как правило улучшения влияют на вместительность обоймы и огневую мощь — вам потребуется пушка — внимание! — с полным боекомплектом и еще одна, найденная на поле битвы. В ином случае — если у вас отсутствует данный вид оружия или свободное место в обойме — улучшения не случится. Но то, что кривовато выглядит на бумаге, на самом деле, добавляет прохождению некоторое подобие тактики. Что выбрать, например: прокаченный, но уже опостылевший с начала игры автомат, или модный сверкающий лазерган, без улучшений и должной огневой мощи? Ствол, обремененный апгрейдами, также меняет свой внешний облик, что, не сомневаюсь, придется по душе любителям бесполезных рюшечек.
Пусть Миками кое-где не хватает изящества коллеги Кодзимы, который, отточив собственный стиль до остроты бритвенного лезвия, не смущаясь рифмует в своем знаменитом творении бессмертное берджессовское «yabloko moloko» с цитатами из фильмов о Джеймсе Бонде. Пусть Vanquish уступает в фундаментальности великолепной Gears of War. Пусть, черт возьми, пусть. Но, стоит только отбросить условности и окинуть новую игру от Platinum Games, простите за избитый слог, свежим, незамыленным взглядом, как перед вами предстанет одна из самых зрелищных, динамичных игр последних лет. И если Миками действительно удалось воплотить в Vanquish все, как он сам признавался в многочисленных интервью, что он изначально задумывал, то остается только завидовать человеку, в сознании которого сразу, минуя творческие муки, возникают столь привлекательные и законченные образы, как этот.